Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Первый автомобиль появился в России в конце 19 века, в 1891 году. его привез из Франции на параходе редактор и издатель газеты "Одесский листок" В.В. Навроцкий. С того времени в России началась "автомобильная эра". Самым автомобильным городом Российской Империи была ее столица - Санкт-Петербург. Здесь первый автомобиль появился в августе 1895 года. Его владельцем был архитектор А.К. Жиргалев. А несколько месяцев спустя в городе уже насчитывалось с полдюжины моторных экипажей. В 1898 году в столице открылся первый магазин по их продаже. Первый автомобиль, построенный в нашей стране, также появился на свет в Петербурге. Произошло это в 1896 году. Его создали Е.А. Яковлев и П.А. Фрезе и показали его на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В столице работали несколько предприятий, строившие моторные экипажи. Достаточно вспомнить завод "Г.А. Лесснер". выпускавший самые разнообразные автомобили, включая пассажирские, почтовые, развозные и даже машины для перевозки преступников. Первое в России предприятие, занимающееся исключительно строительством автомобилей, - "Русский автомобильный завод И.П. Пузырева" - также располагался в Питере.
Здесь же издавалось и наибольшее количество автомобильных журналов. Среди них, самое старое и авторитетное отечественное автомобильное издание - журнал "Автомобиль", просуществовавший с 1902 года до самой Октябрьской революции 1917 года.
Уже в 1899 году И.П. Романов предложил устроить в городе пассажирское сообщение, выпустив на линии электрические кэбы и вагоны собственной конструкции, а в 1902 году, в столице был построен и испытан первый отечественный троллейбус...
Огромную роль в жизни русских автомобилистов играла располагавшееся в столице Императорское Российское Автомобильное Общество (ИРАО), организованное в 1903 году. Согласно уставу, его основной задачей было "всеми средствами способствовать развитию автомобильного дела в России". Родилось оно благодаря инициативе нескольких энтузиастов, решивших объединить усилия в деле автомобилизации страны. Среди двух десятков учредителей Общества были военные - генерал-майор В.М. Безобразов, промышленник - П.П. Бекель, спортсмены-автомобилисты - П.Н. Беляев и другие не менее интересные личности. Поначалу Общество называлось Российским Автомобильным, звание Императорского ему было пожаловано 19 декабря 1910 года, в знак признания заслуг организации в развитии автомобильного дела в России. Постепенно Общество объединило под своей эгидой все автомобильные клубы Империи и представляла их интересы в международных автомобильных организациях.
Благодаря деятельности ИРАО в России прошло четыре международных автомобильных салона, организованы ралли на Императорский приз и несколько крупных зарубежных пробегов. Члены ИРАО положили немало сил, чтобы сформировать положительное общественное мнение о новом средстве передвижения. К 1911 году в столице была сосредоточена большая часть автопарка страны - 902 машины. Через год их стало больше тысячи, а вскоре - более двух тысяч. В 1912-13 годах петербуржцы использовали380 такси. Кроме того, в городе было 1394 частных и прокатных автомобиля. Купить авто было легко - 75 фирм предлагали свою продукцию, часто сделанную "специально для русских дорог". В городе работало несколько солидных шоферских курсов.
В 1908 году в Риге был создан автомобильный отдел, для организации производства автомобилей на на Русско-Балтийском Вагонном заводе (РБВЗ), директор И.А. Флязиновский, главный конструктор Жульен Поттера, ранее работавший на бельгийской фирме Фендю (Fondu). Автомобили Фондю и стали прототипом Руссо-Балт. В 1910 году акционерное общество РБВЗ приобрела "Экипажная Фабрика Фрезе и К" - российского автомобильного первопроходца. Мастерские предприятия находились в Пепербурге на Эртелевом переулке (ныне улица Чехова).
Авто история Москвы златоглавой.
Вторым городом страны по развитию автомобильного дела была Москва. Именно здесь появился первый в России автомобильный клуб, здесь же работали представители ряда крупных иностранных автомобильных фирм. В разные годы в городе действовали несколько автомобилестроительных предприятий: "Автомобильная фабрика П.П. Ильина", завод АО "Дукс" Ю.А. Меллера.
Большой толчек развитию автомобильного дела дала проходившая в 1908 году II международная автомобильная выставка, которую посетили 30 тыс, человек. В 1909 году в городе числилось 254 машины, в 1910 году - 518, в 1911 году - 826. Москвичей обслуживали 79 такси и 7 автобусов. Почту развозили 27 специализированных фургона. У частных фирм и муниципалитета работало 30 грузовиков. В Московском Императорском Техническом училище впервые в нашей стране начали готовить автомобильных инженеров. Преподователь училища П.К. Энгельмейер весной 1909 года начал читать курс лекций по теории и практике автомобильного дела. Эти лекции посещали Н.Брилинг и Е.Чудаков, заложившие впоследствии основы автомобильной науки в СССР.
От Москвы до самых до окраин.
Крупным автомобильным центром была и Одесса. В 1912 году там было зарегистрировано 238 механических экипажей. Из Одессы они стали распространятся по прилегающим губерниям - Херсонской, Таврической и Бессарабской. В 1913 году было зарегистрировано около тысячи машин. Интересно, что на Дальний Восток автомобили попали гораздо раньше, чем во многие города европейской России. Во время русско-японской войны главнокомандующий нашей армии привез туда автомобиль. Новинка понравилась, и решено было купить для армии еще дюжину машин. После окончания войны часть из них осталась работать в самом восточном регионе страны.
Появившись в крупных городах, автомобиль стал незаменимым средством для перевозки грузов., обслуживания магазинов и коммунальных служб, доставки пожарных команд и т.д. Распространялась новинка достаточно быстро, и в 1009-10 годам все более-менее значительные города с автомобилем уже познакомились. Даже на Севере механический транспорт находил своих поклонников. В Архангельске в 1908 году местные предприниматели организовали акционерное общество для "эксплуатации автомобилей в качестве городского сообщения". В Новочеркасске пассажирский автомобильный маршрут открылся 1 января 1910 года, а 6 ноября 1909 года было выдано официальное разрешение на "устройство автомобильного движения для перевозки почты и пассажиров на участке Черноморского шоссе от Сочи до Сухуми."
В 1911 году правление крупнейшего российского производителя автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода провело специальное исследование. В ходе его выяснилось, что авто зарегистрированы в 41 российском городе. В Воронеже их было 20, Тамбове - 19, Нижнем Новгороде - 18, Сумах - 14, Саратове и Житомере - по 13, Оренбурге и Туле - по 10, Уфе - 7. Большая часть машин была в частных руках. Из государственных учреждений крупными автовладельцами были Военное и Морское ведомство, Министерство путей сообщения и ряд других.
До революции два с лишним десятка российских предприятий в разное время выпускали моторные экипажи. Постройка же крупных специализированных автозаводов, как частных , так и государственных, началось только в 1916 году. Многим казалось, что государство не поощряет собственного автостроения: пошлины на ввозимые машины были низкими, а на станки и оборудование, при помощи которых можно было бы наладить выпуск авто на российских предприятиях. - высокими. Сложилось мнение, что "царское правительство всячески препятствовало развитию российского автостроения".
Но не стоит спешить с выводами. начало ХХ века было временем становления отечественного станкостроения. Отсюда и протекционизм по отношению к этой отрасли, а значит , высокие пошлины на ввозимые из за рубежа станки. А вскоре война и революция прервали естественное течение процесса автомбилизации России. И тем неменее в эти годы в Россию было ввезено несколько десятков тысяч автомобилей, так что к 1917 годуих количество достигло 50 тысяч. Иными словами, в дореволюционный период в России был заложен фундамент для автомобилизации: были подготовлено общественное сознание, появились кадры квалифицированных автомобилестроителей и эксплутационников, был создан автопарк, родилась российская автопромышленность.
|